ЗАПОВЕДИ,
которые помогут родителям избежать насилия в воспитании ребенка
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
- Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте ее вместе с ребенком.
- Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформулируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет если?
- Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
- Вы должны быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
- Не подсказывайте готовые решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложный шаги к цели.
- Хвалите ребенка за каждый удачный его шаг.
- Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
- Оценивайте поступок, а не личность. «Ты плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо «Ты поступил плохо!» (оценка поступка)
- Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от нее к сегодняшней.
Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), то сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Как нельзя поступать с ребенком:
- Никогда не применяйте угроз
- Никогда не унижайте детей
- Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравиться
- Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания
- Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста
- Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим»
Алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения с детьми.
1. Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Успокойте и поддержите ребенка.
2. Проведите индивидуальную беседу, постарайтесь получить дополнительную информацию для установления фактов совершения насильственных действий с ребёнком (совместно с психологом):
3. По установленным фактам физического и/или сексуального насилия в семье педагог по закону в обязательном порядке должен проинформировать правоохранительные органы.
4. Необходимо разработать план действий по выводу ребёнка из кризисной ситуации. При необходимости подключить других специалистов социально-психологической службы. Исходя из степени тяжести ситуации, педагог может:
- вынести родителям предупреждение;
- организовать совет профилактики, с присутствием родителей;
- написать представление в КДНиЗП или в полицию.
5. При злостном уклонении родителей от обязанностей по воспитанию ребёнка педагог имеет право собрать необходимые документы (характеристику ребёнка, акт жилищно-бытовых условий, докладные и др.) и направить в отдел опеки и попечительства для решения вопроса о лишении родительских прав. |