Целью психолого-педагогического сопровождения является защита интересов личности в отрасли образования, её гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья, профессионального самоопределения учащихся, повышения адаптационных возможностей участников образовательных отношений г. Сыктывкара.
Задачи:
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- участие в психологической экспертизе (оценке) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций;
- коррекционно-развивающая работа с учащимися;
- психологическая диагностика учащихся;
- психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся, предупреждение асоциальных проявлений в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях);
- психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении учащихся;
- консультирование субъектов образовательных отношений;
- психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательных отношений.
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению направлена на решение задач обеспечения безопасности, психологического благополучия и развивающего характера образовательной среды, защищает интересы всех участников образовательного процесса:
- учащихся различных категорий: нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления; дети, испытывающие трудности в обучении; дети, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости (дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, одаренные дети);
- родителей (законных представителей);
- педагогов.
Задачи психолого-педагогического сопровождения реализуются через основные направления деятельности:
1. Повышение социально-психологической компетентности всех участников образовательных отношений – система мер, позволяющая повысить адаптационные возможности учащихся, обеспечить психологически грамотный подход к воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей (законных представителей) и осуществить профилактику асоциальных проявлений, а также «профессионального выгорания» в педагогической среде, обеспечить экологичный подход к процессу обучения и воспитания. Повышение социально-психологической компетентности всех участников образовательных отношений осуществляется с применением адекватных форм активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, семинары, игровые методы работы с участниками образовательных отношений.
2. Информационно-аналитическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений. В рамках данного направления осуществляется:
- мониторинговая деятельность по направлениям психолого-педагогического сопровождения;
- организационно-методическая деятельность: совещания-семинары по актуальным проблемам состояния и развития психолого-педагогического сопровождения в системе образования МО ГО «Сыктывкар»;
3. Психологическое проектирование – разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды и нейтрализации негативных влияний школьных факторов риска, что особенно актуально в условиях внедрения новых технологий, программ, дидактических средств.
4. Социально-психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательной среды поставленным развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
5. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений – система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.
Психолого-педагогическое сопровождение включает следующие виды деятельности:
-профилактика и просвещение – мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся (установок на формирование здорового образа жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях, сопротивления негативным воздействиям внешней среды и т.д.), выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся, в образовательных организациях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций учащимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям); реализацию программ по наиболее актуальным проблемам социально-психологической, медицинской и правовой направленности;
-оказание диагностических услуг - определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Комплексная диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами учащихся образовательных организаций. Комплексная диагностика детей с отклонениями в развитии;
- оказание консультационных услуг (психологических, правовых, социальных, педагогических, медицинских) – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию в форме индивидуальных и групповых консультаций учащихся, педагогов, родителей (законных представителей);
- организация и проведение коррекционных, развивающих мероприятий,
активное воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных дефицитов в психическом и личностном развитии учащихся с затруднениями в освоении образовательной программы для достижения адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений, укрепления здоровья;
- профессиональная ориентация – социально-психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости учащихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
- реализация психолого-педагогических проектов Программы развития МУ ДО «ЦППМиСП» "Пространство возможностей и выбора" на 2021 - 2026 годы: «Мир начинается с тебя», «Одаренный ребенок. Лестница успеха».
Проект
по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей и талантливой молодежи
«Одаренный ребенок. Лестница успеха»
Проект «Одаренный ребенок. Лестница успеха» (далее - Проект), направлен на психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи муниципальных организаций дополнительного образования.
Необходимость эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития одаренных детей и талантливой молодежи, а также проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды, ставит задачу активного участия специалистов психолого-педагогического профиля в реализации эффективного психологического сопровождения данной целевой группы учащихся. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи, является важным направлением в работе с данной целевой группой учащихся, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости.
В этой связи реализация Проекта по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей и талантливой молодежи, родителей (законных представителей) и педагогов центров дополнительного образования является важной и актуальной.
Развитие soft skills одна из приоритетных задач Проекта. Одаренный ребенок наделен ярко выраженными, выдающимися способностями в какой-либо сфере деятельности. Вместе с тем, может быть не успешным в вопросах, касающихся отношений с окружающим миром. Процесс социализации у данной категории учащихся протекает сложнее, поэтому требует особого внимания со стороны, как педагогов, так и родителей (законных представителей). Мероприятия Проекта направлены на формирование soft skills у учащихся, помощь родителям (законным представителям), педагогам в содействии освоения «мягких» навыков.
Основными направлениями деятельности Проекта являются психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи; психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) одаренных детей и талантливой молодежи по направлению повышения психологической компетентности родителей; психолого-педагогическая поддержка педагогической деятельности педагогов муниципальных организаций дополнительного образования, реализующих программы для целевой группы «Одаренные дети».
Психолого-педагогический проект
«Мир начинается с тебя»
Психолого-педагогический проект «Мир начинается с тебя» (далее – Проект) направлен на первичную профилактику кризисных состояний учащихся муниципальных общеобразовательных организаций (далее-МОО).
Реализация Проекта обусловлена увеличением количества случаев аутоагрессивного поведения учащихся муниципальных образовательных организаций (МОО).
Проект направлен на решение ключевых проблем:
- низкий уровень стрессоустойчивости учащихся и, как следствие, высокий риск аутоагрессивного поведения;
- низкий уровень компетентности педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах преодоления детьми кризисных состояний.
Для решения данных проблем Проект предлагает участникам образовательных отношений систему плановых мероприятий, которые позволят повысить уровень стрессоустойчивости учащихся, повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах профилактики кризисных состояний. Одним из направлений Проекта является реализация профилактической психолого-педагогической программы «Мир начинается с тебя».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года при реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ подразумевает формирование у учащихся навыков, связанных с эмоциональным, интеллектуальным, духовным развитием человека.
При разработке Проекта учитывались стратегические задачи развития образования Российской Федерации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.
Мероприятия Проекта будут проводиться для участников образовательных отношений в рамках системного подхода, направленных на активизацию внутренних ресурсов самого человека, формирование позитивных конструктивных жизненных установок, чувства социальной уверенности.